Главная / Новости / Как читать фотографии?
  • Как читать фотографии?

    Мы проводим уйму времени, думая о том, как снять фотографию, но едва ли мы основательно размышляем о том, как рассмотреть уже сделанный снимок.

    За исключением тех, кто изучал фотографию в школе искусств, мы обычно подходим  к фото как к технически точному выражению того, что увидел  фотограф. Если перефразировать Гертруду Стайн, то «Предмет это предмет это предмет». И если честно, то некоторые фотографии – снапшоты и картинки, в самом деле, значат не больше, чем материальные предметы, которые напоминают нам о том, что мы увидели или испытали. Фото на ходу, фото еды в ресторане, селфи и снапы, сделанные на различных мероприятиях обычно попадают в эту категорию.

    «Роза это роза это роза» Гертруда Стайн, «Святая Эмилия»

    Однако большинство фотографов предлагают совсем иной уровень – вчитаться в фотографию как в написанную прозу, чтобы рассмотреть и обдумать её визуальный язык. На этих снимках фотограф проникает между предметом и наблюдателем, создавая и разграничивая элементы фотографии, чтобы передать историю, подтолкнуть наблюдателя к тому, на чем стоит сфокусироваться, пробудить чувства. У этих фотографий есть смысл. Они не просто приглашают зрителя – они требуют взаимодействия. Эти фотографии передают информацию, но только если мы сможем её прочитать.

    Еще фотографию читают для того, чтобы избежать визуальной дезинформации. В отличие от других видов искусства, фотография отражает нечто реальное. Так как фотография является дня нас визуальным порталом к тому моменту, кода она была сделана. Но даже самая характерная фотография – это лишь версия реальности, которая сделана фотографом с его неповторимым виденьем и предназначенная для определенной публики. Читая фотографию, мы расшифровываем ее, пытаясь понять видение фотографа, нежели принимая фотографию такой, какая она есть.

    Как читать фотографию?

    Не существует четких правил относительно того, как читать фотографии. На деле ваш подход может меняться в зависимости от цели, с которой вы используете фотографию. Например, если рассматривать фотографию как источник исторической информации: вы проведете время, досконально изучая взаимодействие людей в кадре, их одеяния и исторические объекты. И напротив, если вы рассматриваете фотографию в ключе общественного значения: вы больше времени потратите на рассмотрение техники съемки фотографа, которую он использовал для выделения предмета съемки.

    Зрители могут не согласиться друг с другом по поводу качества фотографии или ее значимости. Они могут создать множество интерпретаций одного и того же изображения. Тоже происходит при первоначальном рассмотрении фотографии и повторном знакомстве со снимком некоторое время спустя. Так одна и та же фотография представиться вам с абсолютной разных сторон. Тем не менее, существует предел возможного числа интерпретаций фотографии. Ограничены не идеи, которые хотел донести фотограф через снимок, а внутреннее содержание, которое может передать фотография.

    Так как же читать фотографию? Хотя здесь нет строгих правил, существует несколько советов. Эти советы основаны на нашем понимании того, как мы видим двухмерное изображение трехмерного пространства и каким образом мы понимаем элементы, знаки и символы. Терри Барретт, американский арт-критик, специализирующийся на анализе фотографий, предлагает воспользоваться следующей формулой:

    Предмет + Форма + Средства + Контекст = Содержимое

    Предмет: что изображено на фотографии?

    Начните анализ со взгляда на предметы, изображенные на фотографии. Какие люди, места и вещи есть на снимке? Убедитесь в том, что рассмотрели снимок до самых краев. Составьте список элементов и сгруппируйте их в логические категории.

    Учтите, попали ли в кадр какие-либо взаимодействия? Если так, то каким образом люди или события взаимодействуют с предметами на фотографии? Существует ли связь между предметами на фото? Касаются ли они друг друга? Или находятся в каком-то определенном порядке?

    Dawn Oosterhoff

    Глядя на то, что изображено на фотографии, убедитесь в том, что учли и то, чего на ней нет. Можете ли Вы предположить, существование предметов, оставшихся за кадром, умышленно или по необходимости? Итак, намеренно ли фотограф ограничил снимок, чтобы исключить предмет, или же он был исключен в связи с тем, что включить его не представлялось возможным? Например, тень на земле в нижней части снимка предполагает, что там позади было  большое дерево, но включить его в кадр было невозможно. Также не достает второго игрока. Играет ли мальчик с мячом сам по себе или фотограф преднамеренно исключил его товарища?

    Форма: из чего складывается фотография?

    Природа фотографии заставляет нас работать с границами, принимая решение о том, что включить и что исключить. Внутри кадра мы используем различные приемы, ведущие зрителей вокруг объектов, которые мы включили, и заставляя их выделять одни из них. Эти композиционные приемы указывают на то, что такого особенного в снимке, и о чем хотел сказать фотограф.

    Взгляните на то, что фотограф решил подчеркнуть внутри кадра при помощи этой техники. Каким образом он ведет вас через содержимое? Обратите внимание на расположение предметов внутри кадра и использование ключевых линий, глубину резкости и фокус. Выбрал ли фотограф такое фокусное расстояние, которое делает акцент на одном объекте или перекрывает другой? Куда сместился фокус на снимке в результате этих приемов? Как использованные фотографом техники повлияли на наше восприятие снимка?

    Иногда у фотографа есть возможность преднамеренно организовать предметы перед тем, как обозначить границы и сделать снимок. Это касается натюрмортов, рекламных снимков и портретов. В других случаях фотограф сталкивается лицом к лицу с текущей ситуацией и должен выбрать перспективу, которая выстроит объекты внутри кадра. Чтобы увидеть, как структурирована и построена фотография, попытайтесь перевернуть изображение снизу вверх или представьте фото в виде плоского куска бумаги с формами и объектами, а не в виде трехмерного пространства. Какие формы вы видите? Присутствуют ли на снимке линии и повторы? Что говорят эти формы и их расположение о фотографии?

    На изображении (смотреть ниже) фотограф использует линии и фигуры, чтобы направить взгляд зрителя мимо мальчика на переднем плане ко второму человеку, который является главным объектом. Линия соединяющая стулья, расположенные на переднем плане, и свет, проникающий из отдаленных окон, и направление досок в полу указывают на бабушку, которая сидит справа от центра фотографии — это и есть композиционно сильная точка. Фотограф также использует дверной проём для создания рамки вокруг бабушки и родителей на заднем плане. Если зритель углубляется в фотографию и переводит свой взгляд к родителям мальчика, то линия, созданная мебелью вдоль стены, и их взгляды всё равно возвращают зрителя обратно к бабушке. Фотографа хочет рассказать зрителю, что на этой фотографии бабушка — сила трех поколений семьи.

    Canadian National Railways, Library and Archives Canada

    Свет и тень также являются объектами внутри снимка, так что убедитесь в том, что учли и их, читая фотографию. Обратите внимание на то, где расположены свет и тень. Каковы их формы? Где находятся свет и тень относительно границ фотографии? Что было расположено на свету, а что в тени? Как фотограф использовал свет и тень, чтобы рассказать вам, о чем эта фотография?

    Средства: какие материалы и процессы были задействованы?

    Средства включают в себя материалы и процессы, которые были использованы, чтобы создать произведение искусства. В случае фотографии сюда можно отнести оборудование:

    — фотоаппарат и объективы;
    — способ записи: цифровой или пленочный, и если пленочный, то какой размер и вид пленки был использован;
    — процессы проявки и корректирования;
    — окончательная презентация: печать или сайт, в случае печати, размер и вид бумаги и рамки.

    Исторические фотографии неизбежно будут черно-белыми. У современных снимков есть выбор, они могут быть как цветными, так и черно-белыми. Обратите внимание на выбор фотографа и то, что это значит для истории на фотографии. Если снимок сделан на пленку, даже выбор катушки пленки может создать заметные различия в том, как изображен предмет. Была ли это высококонтрастная и зернистая пленка или же малочувствительная пленка с безграничной тональностью? Если фото выполнено в цвете, были ли усилены или изменены цвета? А если фотография черно-белая, то была ли она затемнена? Сделан ли снимок при помощи смартфона? Имеет ли это значение? Использовал ли фотограф специфические объективы, например, «рыбий глаз», чтобы что-то подчеркнуть в кадре?

    Обращая внимание на средства, учтите также выбор фотографа относительно контекста примененных стандартов и техник фотографии относительно времени. Современная фотография, представленная в черно-белом цвете, расскажет нам нечто о замысле фотографа, тогда как та же самая фотография, снятая семьдесят или восемьдесят лет назад априори была бы черно-белой. Таким же образом, использование устаревшей техники, например, коллодионных фотопластинок, для создания современной фотографии, внесет вклад в ее значение.

    Dawn Oosterhoff

    Также обратите внимание на то, где и каким образом размещена фотография. Один и тот же снимок может восприниматься по-разному, в зависимости от того, висит ли он в галерее, напечатан в журнале или размещен на персональном сайте. Как бы вы поняли фотографию, использованную в качестве рекламного баннера в журнале о путешествиях? Или ее же, но размещенную в статье, посвященной проблемам окружающей среды? Прочли бы вы по-другому, если она была бы напечатана на основе шириной в два метра и висела бы в рамке в галерее?

    Контекст: в каких условиях была сделана фотография?

    Контекст включает в себя понимание большого числа взаимосвязанных условий, в которых фотография была сделана и показана. Сюда относится культурная среда, в которой был сделан снимок, например, эпоха, социальные воззрения и культурные практики возвысят изображение и окажут влияние на фотографа. Натюрморт, демонстрирующий большое количество морепродуктов, тропических фруктов или кристаллов, может быть по достоинству оценен за свою текстуру, свет, тона, но если снимок был сделан в конце XIX века, когда морепродукты, тропические фрукты или кристаллы были невероятно дороги и труднодоступны, то такая фотография также будет выражением материального достатка. Что если то же самое фото было сделано в период дефицита продуктов питания? Как это изменит ваше восприятие?

    Следующая фотография могла быть прочитана по-разному, в зависимости от того, где была она сделана. Фотография расскажет одну историю, если была сделана в приемной больницы, а еще одну, если фотография была сделана на автобусной остановке. Что если фотография была сделана в парке или в заполненном поезде? Как меняется история, если человек в цветущем наряде — родственник, друг или незнакомец?

    Dawn Oosterhoff

    Понимание контекста глубоко и извилисто, когда дело доходит до анализа фотографий. Снимки, сделанные журналистом, прикрепленным к боевой группе, будут давать иное видение, чем фотографии, сделанные наблюдателями со стороны или местным журналистом. Таким же образом, фотографии, сделанные тайно, скорее всего, расскажут иную историю, нежели снимки, сделанные официальными СМИ. Различное понимание возникает из-за того, кем была опубликована фотография, и кем был сделан снимок. Фотографии бунтовщиков, опубликованные во время Арабской Весны, были сделаны как иностранными, так и местными фотографами. Каким образом культура самого фотографа повлияет на ваше восприятие фотографии?

    Тим Хетерингтон, британский военный фотожурналист, известный своими попытками передать то, каким образом конфликт создает военную фотографию и как военная фотография создает конфликт. Хетерингтон назвал это «ответный круг»: новости, фильмы и фотографии о войне оказывают влияние на молодежь, которая затем воспроизводит эту последовательность образов, когда сама оказывается втянута в конфликт. Снимки этого конфликта затем создают новости, фильмы и фотографии о войне. И так далее.

    Контекст также включает замысел фотографа в момент съемки фотографии. Замысел не является определенным индикатором значения, но он однозначно вносит свой вклад в то, о чем можно узнать, глядя на снимок. На работу фотографа также влияет и то, что находится вне его внимания.

    «Фотографы часто лучше изображают то, с чем они знакомы». Майнор Уайт

    История фотографии также оформлена смотрящим на нее человеком. Мы воспринимаем фотографии с точки зрения нашего видения мира и жизненных ценностей. Кого-то завораживают визуальный рассказ историй, поэтому они будут смотреть на документальные снимки с большим восхищением, чем на художественные. Это не говорит о том, что одна точка зрения превалирует над другой и о том, что точка зрения фотографа – единственно правильная.

    Эдвард Уэстон против тех, кто пытался увидеть сексуальный подтекст в его фотографиях зеленых перцев. Уэстон  утверждал, что объект фотографируется ради самого объекта. Тот факт, что многие, увидели сексуальный подтекст в перцах Уэстона, говорит так же много о зрителе, как и о самой фотографии. Но если Уэстон не имел в виду ничего такого, фотографируя перцы, означает ли это, что зрители были неправы?

    Edward Weston

    Содержимое: какую историю рассказывает фотография?

    Оценивая предмет, форму, средства и контекст фотографии вместе, мы можем сделать некоторые выводы о ее содержимом. Исследуя снимок, мы можем описать словами визуальное изображение, содержащееся  внутри кадра. Мы зачастую можем почувствовать смысл фотографии, но время, потраченное на её прочтение, обеспечивает нам лучшее понимание самой фотографии и того, что фотограф хотел ей выразить. Изучение того, как читать фотографии, помогает нам создавать фотографии. Понимание визуального письма играет такую же важную роль в создании фотографии, как и при прочтении уже готового снимка.

    Не каждая фотография будет содержать сложный контент и не каждое прочтение высвободит все нюансы изображения. Эдвард Уэстон утверждал, что объект фотографируют ради объекта, но вы можете сделать снимок так, что он будет означать что-то еще. Альфред Стиглиц верил в то, что объект также фотографируют, чтобы вызвать эмоциональный отклик.

    Источник: photography.tutsplus.com

    Автор: LeonaStage

    Дата публикации: 26.03.2017

    1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
    Загрузка...
    comments powered by HyperComments

Наверх